вторник, 11 августа 2015 г.

Рисуем акварелью: Часть 3 Акварельная бумага


Если вы возьмете лист акварельной бумаги в руки и внимательно рассмотрите его – в большинстве случаев (за исключением нечасто встречающейся двухсторонней акварельной бумаги) вы увидите, как сильно отличаются две ее стороны. Изнанка бумаги, как правило, гладкая. А лицевая часть, на которой, собственно, и рисуют – шершавая, иногда на ней можно увидеть какой-то узор.
Большинство производителей указывают на упаковке информацию о текстуре бумаги - шершавая, с тиснением, гладкая.
На этой фотографии я максимально подняла контрастность, чтобы была лучше видна текстура бумаги)

1 Canson Vidalon 300г/м2 Grain prononce (бумага с выраженной зернистостью)
2 Hahnemuhle Cezanne 300г/м2 rough (шершавая)
3 Бумага с тиснением "Холст",Гознак
4 Гознак профессиональная бумага для акварели 200г/м2
5 Hahnemuhle Torchon 275г/м2 rough (шершавая)
6 Hahnemuhle Brittania 300г/м2 grain fin (мелкозернистая)
7 Бумага с тиснением «Яичная скорлупа», Гознак

Можно сравнить, как ложаться краски на разную текстуру бумаги - на гладкую - ровнее, на более шершавую или на бумагу с тиснением - краска задерживается в углублениях и дает очень интересный эффект при смешивании разных цветов.
 
 


Одним из очень важных параметров при выборе бумаги является ее толщина. Определить толщину бумаги поможет нанесенная на упаковку маркировка – вес (в граммах) листа бумаги величиной в квадратный метр. Чем больше вес, тем толще бумага.


Здесь действует общее правило – чем более «мокрые» техники вы используете, тем толще бумагу лучше взять. Если вы пишете «по-сырому» , или заливаете акварелью крупные участки – то лучше взять бумагу потолще – 270-300г/м. Более тонкая бумага от большого количества воды пойдет волнами.
На фотографии видно, как покоробился от воды верхний лист бумаги (150 г/м2). Такие волны очень мешают рисовать дальше, к тому же итоговая работа выглядит неаккуратно. Нижний лист плотностью 300г/м2 остался ровным в тех же условиях.

Этого можно избежать, если натянуть бумагу на планшет с помощью степлера – но этот способ требует опыта и сноровки и скорее подходит для больших форматов.
Иногда акварельная бумага продается не в отдельных листах, а в склейках – блоках, в которых торцы пачки бумаги промазаны клеем. Это очень удобно, поскольку края листа жестко закреплены, и он в результате меньше коробится от воды.

Еще одна характеристика акварельной бумаги – это степень ее проклеивания. От этого зависит способность бумаги к абсорбции – то есть впитыванию воды (а вместе с водой и краски). Использование большего количества клея при изготовлении бумаги уменьшает ее способность впитывать воду – следовательно, краски на такой бумаге дольше сохнут, остаются более яркими после высыхания ( тк большая часть пигмента остается на поверхности бумаги и не впитывается внутрь) и легче смываются с поверхности, позволяя вносить в рисунок корректировки, высветляя нужные места. Зато если вы наносите последовательно несколько слоев краски – такая бумага сильно затруднит вам работу, тк очень трудно будет нанести следующий слой, не повредив предыдущий.

Наоборот, бумага с меньшей степенью проклеивания впитывает воду быстрее и сильнее, краски на такой бумаге будут сохнуть быстрее, больше бледнеть при высыхании, и откорректировать, осветлить нанесенный уже красочный слой будет гораздо сложнее.

Вот небольшой эксперимент на размывание уже высохшего красочного слоя на разных сортах бумаги. Для чистоты эксперимента я взяла несколько разных красок (фиолетовая, киноварь, ганза желтая и зеленая) - поскольку разные пигменты имеют разное сродство к бумаге.


Hahnemuhle Torchon - достаточно хороший результат даже для фиолетового цвета, который "въедается" в бумагу сильнее всего.





Canson Vidalon - акварель на этой бумаге высохла быстрее всех (хотя рисовала я на ней далеко не в первую очередь) - это говорит о меньшей степени проклеивания. краски бледнее и смываются хуже. Лично я очень люблю эту бумагу за возможность наносить последовательно несколько слоев, почти не нарушая предыдущие - и результат не выглядит "замученным".



Гознак "Холст" - видно, насколько различаются в размытии разные пигменты. Судя по всему, степнь проклейки достаточно высокая - краски гораздо ярче предыдущего случая и при размытии ганзы желтой и зеленого пятно получается почти такое же по интенсивности цвета, как и исходное - но не для киновари и фиолетового - эти две краски въелись в бумагу гораздо сильнее.



Гознак "Рыбачка" - видно, что степень проклейки еще меньше, чем в предыдущем случае, что позволило неплохо размыть даже фиолетовую краску



Гознак "Скорлупа" - видно, что при размытии на тисненой бумаге часть краски, попавшей в углубления, остается почти нетронутой. При сознательном исползовании этого эффекта можно получить интересный результат.



Canson Montval - достаточно гладкая бумага с низкой степень проклейки - цвета заметно бледнеют при высыхании и размыть их трудно.



В процессе изготовления бумаги клей перемешивают с бумажной массой, и иногда (особенно часто такое можно увидеть в дешевых сортах бумаги) перемешивание это сделано недостаточно хорошо, неравномерно. В результате на бумаге встречаются участки с большим и меньшим количеством клея. Предсказать их появление, увы, нельзя, просто знайте – если на ровно залитом участке яркого или темного цвета вдруг отчетливо проступило светлое пятно с довольно резкими краями – вашей вины здесь нет, виновата неравномерная проклейка бумаги.
По этой же причине перед тем, как браться за акварельную бумагу, лучше вымыть руки – иначе вы можете оставить на бумаге отпечатки пальцев, которые тоже проступят сквозь краску светлыми пятнами.



Кроме названных мной характеристик акварельной бумаги, существует еще очень много всевозможных, в том числе более тонких и субъективных. В любом случае, выбор бумаги определяется в первую очередь личными пристрастиями художника, его склонностью к определенным техникам и манере письма. Так что рекомендую вам поискать магазин, где можно купить листы акварельной бумаги разных сортов поштучно, провести несколько экспериментов, нарисовать на них несколько пробных рисунков и сравнить результаты – для того, чтобы найти «свою» бумагу, подходящую именно вам) Желаю успеха!


UPD:
Замечание от craplack насчет скорлупы и холста гознаковских. Очень важно знать, что это вообще не акварельная бумага, а полиграфический картон. Там очень мало клея и технология изготовления совершенно иная, чем у бумаги для акварели. Можно исправить положение, если предварительно смочить бумагу спиртом (обезжирить, т. к. она режется станком и часто попадают масляные полосы на поверхность) и проклеить раствором желатина. И писать по ней можно только мягкими натуральными кисточками, твердая щетина может повредить поверхность. Конечно, для простых однослойных заливок она пойдет, но писать на ней что-то серьезное - мучение.

Дополнение от gugutka_ja на "скорлупе", если ее сильно намочить и приклеить к планшету, отлично пишется, цвета плавно смешиваются и бумага не коробится. Но размывок она не любит, правда. Зато alla prima отлично выходит.Под "приклеиванием" я имела в виду просто то, что мокрый лист сам плотно прилипает к пластиковому гладкому планшету, надо просто аккуратно разгладить под водой мокрой рукой. чтобы не было пузырей. И так остается ровным до высыхания. Края вообще не закрепляю, оно само держится отлично. Паншет - пластиковая ровная и гладкая доска, размером примерно А1

Дополнение от kubasse 
Aquarello Artistico extra white hot pressed (Fabriano)
Трехсотграммовая. Гладкая акварельная бумага.


Помимо акварели на ней очень хорошо рисовать бамбуковыми перьями, карандашом, даже маркером - все скользит и не сопротивляется :о) (Для смешанных техник)




Здесь можно почитать о впечатлениях valeriartt от бумаги Fabriano Torchon 270г, Fabriano Watercolor 200г, Bokingford CP NOT 190г, Etival Clairefontaine 200г

http://club-365.livejournal.com/182207.html

И еще одна статья про акварельную бумагу:

Производство бумаги

Существует три способа производства бумаги:
  • вручную,
  • на машине с помощью вращающегося барабана,
  • на бумагоделательной машине.

Бумага, сделанная вручную

Самая лучшая бумага изготавливается из 100%-ного хлопка опытными мастерами. На такой бумаге одно удовольствие работать, она долговечна и обладает приятной неровной текстурой. Такая бумага стоит дорого, но ее цена полностью себя оправдывает.

Бумага, изготовленная с помощью вращающегося барабана

Европейские производители изготавливают акварельную бумагу с помощью вращающегося барабана, который формирует бумажное полотно. Волокна в таком полотне располагаются неравномерно, что приближает такую бумагу к бумаге, изготовленной вручную. Такая бумага отличается долговечностью и высочайшей прочностью.
Она не рвется под тяжелым слоем краски.
Бумага, изготовленная с помощью бумагоделательной машины Производство такой бумаги не требует особых затрат, поэтому она стоит дешево. Но она менее долговечна и может порваться во влажном состоянии. Некоторая бумага, произведенная этим способом, также отличается механическим слишком ровным зерном.

Как выбрать бумагу

Акварельная бумага - это идеальная поверхность для акриловых красок, карандаша, туши, гуаши, пастельных и, разумеется, акварельных красок. Качество бумаги и текстура поверхности играют огромную роль в том, что у вас в результате получится. Очень часто именно неверно выбранная бумага, а не мастерство художника, виновата в том, что работа не ладится.
Некоторые виды бумаги превосходят другие виды по качеству, но это не значит, что дорогая бумага гарантирует вам лучший результат. Самое важное правильно подобрать бумагу, которая соответствовала бы тому, что вы намерены делать. Например, не имеет смысла использовать абсорбирующую тряпичную бумагу, если ваша техника включает в себя многократные соскобы, удаление краски и использование средства для исправления ошибок. Поверхность такой бумаги очень быстро покроется ворсинками и царапинами. Популярные виды бумаги вы найдете в ближайшем специализированном магазине. В так называемых «Лавках художника» продаются менее распространенные виды бумаги, а также бумага, изготовленная вручную или произведенная за рубежом. Вы можете также заказать бумагу по почте непосредственно с бумажного комбината или у посредников, которые смогут прислать вам образцы с указанием цены и бланки заказа.
Как только вы найдете вашу бумагу, покупайте ее в большом количестве. Чем крупнее заказ, тем больше и экономия.

Прежде чем купить, опробуйте

Метод проб и ошибок обходится очень дорого, учитывая цены на лист акварельной бумаги среднего размера. Но большинство производителей бумаги выпускают подборки образцов. Это дает вам возможность без больших затрат опробовать различные виды бумаги.

Размеры бумаги

В различных странах приняты свои размеры бумажных листов, и у продавцов материалов для живописи до сих пор в ходу размеры, принятые в Британской империи. Ниже приведены названия «имперских» размеров и их метрические эквиваленты.
  • Средний (Medium)
559 х 444 мм
  • Королевский (Royal)
610x483 мм
  • Двойная корона (Double Crown)
762 х 508 мм
  • Имперский (Imperial)
775 х 572 мм
  • Двойной слон (Double Elephant)
1016 x 679 мм
  • Антикварный (Antiquarian)
1346 x787 мм

Текстура

Перед вами акварельная бумага трех видов (слева на право):
  • гладкая бумага, полученная путем горячего прессования;
  • бумага с легким рельефом зерна, сглаженного холодным прессованием (средняя),
  • бумага с естественным грубым зерном (шероховатая).
Качество каждого вида будет слегка варьироваться в зависимости от производителя.

Гладкая бумага, полученная путем горячего прессования (ГП)


Тем не менее, многие художники считают такую бумагу слишком гладкой и скользкой, на которой краска легко выходит из-под контроля.
У этой бумаги плотная гладкая поверхность, пригодная для тщательного и точного прописывания многочисленных деталей.

Бумага с легким рельефом зерна, сглаженного холодным прессованием (ХП)

У такой бумаги средняя по текстуре поверхность. Она одинаково хороша и для широких мазков, и для точного выписывания деталей. Поэтому эта бумага наиболее популярна и универсальна. Это идеальный вариант для художников с небольшим опытом. На нее хорошо ложится краска, а такой текстуры достаточно для того, чтобы использовать ее как элемент картины.

Бумага с естественным грубым зерном (шероховатая)

На такой бумаге сильнее выражены впадины и бугорки (так называемые зубчики). Когда на нее ложится краска, кисть цепляется за поверхность, и в какие-то впадины краска попадает, а в какие-то нет. Поэтому на картине остаются светлые точки, которые как будто освещают ее.

Как выбрать акварельную бумагу

Выбор акварельной бумаги в наибольшей степени зависит от личного вкуса. То, что нравится одному художнику, может вызывать неприязнь у другого. Приведенные ниже образцы бумаги - это всего попытка помочь вам разобраться в широко доступных видах бумаги. Все они были опробованы профессиональными художниками-акварелистами, но, возможно, вы предпочтете что-то совершенно другое.

Бумага, изготовленная вручную

Esportazione

Esportazione
  • Производитель «Fabriano»
  • Поверхность: ХП и шероховатая
  • Вес: 200,315,600г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, поверхностная проклейка.
  • Плотная текстурированная поверхность, которая легко переносит стирание ластиком и счищение краски. Она удерживает краски, не впитывая их. Четыре неровных края. Имеет водяные знаки

  • Indian
  • Производитель «Richard de Bas»
  • Поверхность: ГП, ХП и шероховатая
  • Вес: 480г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, внутренняя проклейка.
  • Толстая плотная бумага с волокнистой структурой. Бумага впитывает краски. Четыре неровных края. Имеет водяные знаки.

Indian
  • Производитель «Khadi»
  • Поверхность: ГП и ХП
  • Вес: 200 и 300 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, внутренняя проклейка.
  • Прочная бумага, которая легко переносит любые действия художника. С нее легко снимать краски, и маскирующая жидкость тоже стирается легко.

Artist's Paper


Artist's Paper
  • Производитель «Two Rivers»
  • Поверхность: ХП
  • Вес: 175 и 250 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, поверхностная проклейка, бумага высушена в помещении и отполирована карбонатом кальция.
  • Слегка впитывающая, но прочная и твердая поверхность. Есть также кремового цвета, цвета овсяной крупы и серого цвета.
Бумага, изготовленная с помощью вращающегося барабана

Arches Aquarelle


Arches Aquarelle
  • Производитель «Canson»
  • Поверхность: ГП, ХП и шероховатая
  • Вес: 185,300,640,850 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, поверхностная проклейка, бумага высушена на воздухе.
  • Белая бумага теплого опенка с прочной и одновременно нежной текстурой. Держит краски без излишней абсорбции. Устойчива к стиранию ластиком и царапинам. Снять краску с нее достаточно сложно, при удалении маскирующей жидкости происходит отделение волокон.

Lana Aquarelle


Lana Aquarelle
  • Производитель «Lana»
  • Поверхность: ГП, ХП и шероховатая
  • Вес: 185,300,600 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, поверхностная проклейка.
  • Хорошая текстурированная поверхность. Удаление красок и маскирующей жидкости не представляет проблем. Бумага любого веса хорошо держит краску без ненужного коробления.

Bockingford


Bockingfordе
  • Производитель «lnveresk»
  • Поверхность: ХП
  • Вес: 190,300,425,535 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, внутренняя проклейка, отполированная карбонатом кальция.
  • Универсальная экономичная бумага. Плотная, с небольшой абсорбцией. Удаление красок не представляет проблем. Маскирующая жидкость сходит чисто. Бумага с весом 300 г/м2 представлена разными цветами.

Saunders Waterford


Saunders Waterford
  • Производитель «St Cuthbert's /И/7/»
  • Поверхность: ГП, ХП и шероховатая
  • Вес: 190,300,356,640 г/м2
  • Состав: 100%-ный хлопок, внутренняя и желатиновая проклейка.
  • Прочная плотная бумага, устойчивая к закручиванию по спирали,с удобной для работы поверхностью. Счищение и удаление краски и маскирующей жидкости не представляет проблем.

Состав бумаги

Помимо воды, основным компонентом бумаги являются волокна целлюлозы, полученной либо из хлопка, либо из древесины. Хлопок используется для бумаги высокого качества, древесина для всей остальной. В некоторых сортах смешаны волокна целлюлозы из хлопка и другие целлюлозные волокна, что является компромиссом между ценой и качеством.

Хлопок 100%

Самая лучшая бумага сделана из 100%-ного хлопка. Хотя термин «тряпичная бумага» еще до сих пор используется, в наши дни при производстве бумаги используется натуральный хлопковый пух. Такая бумага очень прочная, но податливая и выдерживает любую непростую технику живописи.

Древесина

Из древесины производят более дешевые и менее долговечные сорта бумаги. Иногда происходит недоразумение: бумагу, изготовленную на 100% из древесины, называют «не содержащей древесину». Это технический термин. Он означает, что древесину измельчали с помощью химикатов, а не механически. Следовательно, это не значит, что бумага была изготовлена не из древесины. В механически измельченной древесине до сих пор содержится лигнин, который после определенного времени «отдает» бумаге кислоты, из-за которых бумага желтеет и становится хрупкой. При химическом измельчении древесины из нее полностью удаляется лигнин.

Вес бумаги

Вес или плотность акварельной бумаги традиционно измеряется весом одной стопы бумаги (500 листов) определенного размера, чаще всего имперского (примерно 56 х 76 см). Например, бумага весом 72 фунта - это легкая бумага, 500 листов которой и весят 72 фунта. Теперь распространен более точный метрический эквивалент - г/м2. Более легкая бумага (менее 300 г/м2/140 фунтов) коробится и сморщивается при нанесении краски. Перед употреблением ее приходится увлажнять и растягивать. Тяжелая бумага не нуждается в растягивании, если только вы не планируете залить ее красками.

Абсорбция и проклеивание

Вся акварельная бумага имеет внутреннее проклеивание различной степени, чтобы регулировать степень абсорбции и создать более приемлемую для работы поверхность. Сильное проклеивание создает твердую поверхность с малой степенью абсорбции и длительным периодом высыхания. Это позволяет вам счищать краски и наносить новые. Цвета остаются яркими, если бумага не впитывает краски. В противном случае они тускнеют. Слабое проклеивание оставляет бумагу более мягкой и сохраняет ее высокую степень абсорбции. Краски на такой бумаге сохнут быстрее. Привнести какие-то изменения в картину сложнее, так как краска проникает в волокна бумаги. Бумага с высокой степенью абсорбции подходит для прямых экспрессивных методов живописи.

Внутреннее проклеивание

Внутреннее, или «машинное», проклеивание означает, что клей был добавлен к бумаге еще на стадии бумажной массы и находится внутри нее. Внутреннее проклеивание делает бумагу прочной и не позволяет краскам смешиваться под поверхностью бумаги, даже после стирания.

Содержание кислоты

Бумага, в которой содержится кислота, например газетная или оберточная бумага, со временем желтеет и портится. Кислотность бумаги определяется уровнем рН. Бумага, не содержащая кислоту и другие химические вещества, которые могут привести к ее разрушению, имеют уровень рН, равный примерно 7 (нейтральный). Вся акварельная бумага хорошего качества не содержит кислоту, чтобы она со временем не желтела и не становилась хрупкой. Некоторые сорта бумаги полируют карбонатом кальция, чтобы защитить ее от кислот, содержащихся в воздухе.

Как проверить степень проклеивания


Предлагаем быстрый способ проверки: лизните уголок бумаги.
Степень и качество проклеивания зависят от сорта бумаги.
Если чувствуете, что она сухая и липнет к языку, значит - это абсорбирующая бумага.

Поверхностная проклейка

У многих сортов акварельной бумаги проклеена еще и поверхность. Такое проклеивание предполагает, что бумажное полотно окунули в чан с желатиновым клеем. Поверхностная проклейка не только уменьшает абсорбирующие свойства бумаги, но и обеспечивает яркость красок (на абсорбирующей бумаге краски, высыхая, выглядят бледнее, чем при нанесении). Такая проклейка также снижает риск выдергивания волокон при удалении маскирующего средства или снятии слоев краски.

Цветная бумага

Большинство сортов акварельной бумаги имеют белый или грязно-белый цвет, чтобы бумага могла отражать максимальное количество света сквозь прозрачные слои краски. Но некоторые производители специализируются на выпуске цветной бумаги. Ее часто используют при письме корпусными красками или гуашью. При покупке цветной бумаги вы должны проверить, насколько она устойчива к воздействию света. Бумага хорошего качества не выцветет в нормальных условиях, но более дешевые сорта могут оказаться менее долговечными, чем написанная на них картина. Со временем цвет такой бумаги изменится, меняя одновременно и общий тон картины. Многие художники предпочитают сами окрашивать бумагу, нанося на белую бумагу очень тонкий слой краски.

Листы акварельной бумаги

Обычно акварельная бумага продается листами, но многие фабрики продают ее в виде рулонов (что более экономично) и в виде блокнотов. Блокноты с креплением в виде спирали особенно удобны, если вы рисуете на открытом воздухе. В продаже вы найдете блокноты разных размеров, но бумага в них, как правило, холодного прессования и имеет плотность 300 г/м2 (140 фунтов).

Блоки акварельной бумаги

Это листы акварельной бумаги, склеенные вместе с помощью гумми. Такой блок размещен на доске, и поэтому бумагу не надо натягивать. Когда рисунок закончен, верхний лист снимают, проведя мастихином между верхним листом и следующим за ним. Блоки стоят дороже, чем листы акварельной бумаги, но они очень удобны и экономят время художника.

Акварельные доски

Акварельные доски - это еще один способ избежать натягивания бумаги. Такая доска представляет собой акварельную бумагу, прикрепленную к доске, чтобы на нее можно было наносить густые слои краски.

Блокноты, скрепленные спиралью


Блокноты, скрепленные спиралью
Акварельная бумага продается также в виде скрепленных спиралью блокнотов, которые очень удобны для набросков на натуре.
Как правило, в них используется бумага холодного прессования весом 300 г/м 7140 фунтов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий