среда, 5 августа 2015 г.

Рисуем акварелью: Часть 1 Техника и приемы

1. Послойная лессировка

http://www.linteum.ru/article230.html

Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.
В чем заключается прием послойной лессировки?
Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии
становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.

Применение послойной лессировки
Этот прием можно использовать для работы в самых разных жанрах, но более всего он подходит для обогащения колорита портретов. Благодаря множеству прозрачных красочных слоев, нанесенных один на другой, можно получить настолько тонкие переходы тонов и цветов, что изображенная человеческая кожа выглядит свежо и очень правдоподобно - что называется, „как живая". А вот другой пример, когда уместна послойная лессировка: подмалевок картины мы выполнили при помощи нанесения объемных пятен краски, и, несмотря на то, что картина была нами старательно прописана, оказалось, что цвета подмалевка и самой картины не очень сочетаются. В этом случае мы можем нанести на места цветового диссонанса слой лессировки с соответствующим оттенком, который „примирит" конфронтирующие цвета и восстановит колористическую гармонию.
Часто бывает также, что небо в пейзаже получилось слишком холодного оттенка, а нанесение нового слоя краски явно „утяжелит" картину, - тогда достаточно разбавить прозрачную светлую охру и нанести тонким слой этой краски на линию горизонта: небо сразу же станет „теплее". Иногда бывает, что некоторые участки фона как бы выдвигаются на передний план -тогда их покрывают бледно-голубой или серо-голубой лессировкой, и таким образом „выравнивают".


акрил
Хром зеленый является непрозрачной краской...
акрил
..а вот зеленая ФЦ - гораздо более прозрачная.

акрил
Хром зеленый, разбавленный водой, становится немного прозрачнее...
акрил
...а зеленая ФЦ - совершенно прозрачной.
акрил
Хром зеленый на кадмии желтом.
акрил
Зеленая ФЦ на кадмии желтом.

Послойная лессировка акрилом
Обычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвел формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления снимком темного опенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.
использование лессировки
акрил

Лессировку можно наносить на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.
акрил
Эффект прозрачности воды на этой картине был достигнут художником именно в результате применения послойной лессировки. Множество прозрачных, нанесенных один на другой слоев краски создают впечатление глубины и прекрасно передают солнечные блики на поверхности реки. Ричард Смит „Птица на береги реки", дереве, акрил [43.5хВ8,5 см]
акрил

2. Добавки для акриловых красок

Добавки могут сделать акриловую краску густой или жидкой, прозрачной или, наоборот, светонепроницаемой, блестящей или матовой. Есть также добавки, которые влияют на скорость высыхания краски.
Акриловая краска станет еще более универсальной, если смешать ее с одной или несколькими добавками, широко представленными в специализированных магазинах.
Существует шесть основных разновидностей добавок. Поскольку акриловые краски сравнительно недавнее изобретение, названия добавок могут различаться в зависимости от производителя. Чтобы сделать правильный выбор, внимательно читайте этикетки и советуйтесь с продавцом.
Глянцевый гель Акриловые краски, выдавленные непосредственно из тюбика, после высыхания приобретают так называемый полуматовый глянец, характерный, скажем, для яичной скорлупы. Чтобы цвет засиял, в краску надо добавить глянцевый гель, доведя ее до жидкой консистенции. При достаточном количестве геля краска становится настолько прозрачной, что сквозь нее могут просвечиваться нижние цвета. Внимание: примесь воды ухудшает блеск!
Глянцевый гель как нельзя лучше подходит для нанесения тонких цветовых слоев. С ним краска приобретает глубину и свечение (качества, присущие акварели), не утрачивая при этом стойкости. По виду глянцевый гель похож на молоко, но, высыхая, образует прозрачную блестящую пленку.
Чтобы добиться необходимого результата, пробуйте добавлять в краску разное количество геля. Помните: его излишек сделает слой краски более прозрачным, но насыщенность цвета при этом будет утрачена.
Матовый гель Этот гель тоже делает цветовой слой тоньше, а саму краску жиже, но придает ей матовость. Если вам нужен полуглянец, добавьте в краску глянцевый и матовый гели в равной пропорции.
И тот и другой гель очень быстро высыхает, поэтому всегда держите кисти в емкости с водой! Иначе спустя пару минут после нанесения краски кисть станет жесткой и непригодной для дальнейшего использования.
Разбавитель Он разбавляет акриловую краску, придавая ей максимальную текучесть и прозрачность. В отличие от воды, разбавитель не размывает цвет и не уменьшает стойкости краски, поэтому он незаменим в тех случаях, когда нужно равномерно закрасить большие участки полотна.
Совет
Смешивание красок с добавками
Выдавите краску на палитру и сделайте посередине образовавшейся лужицы ямку. Понемногу добавляйте туда один или несколько гелей, тщательно размешивая массу мастихином. При необходимости разбавьте краску водой и сразу наносите
на холст. Если нужно использовать смесь красок и добавку, сначала смешайте краски и только потом добавляйте гель.
Добавки для акриловых красок
Как правило, по названиям добавок можно понять, для чего они предназначены. Хотя будьте готовы и к тому, что для достижения нужного эффекта придется поэкспериментировать с разными гелями.
Разбавитель, в отличие от матовых и глянцевых гелей, не меняет вид краски после высыхания. (Хотя, если добавить его слишком много, краска начнет пениться и на окрашенной поверхности появятся пузырьки.)
Хорошей альтернативой разбавителю является средство для мытья посуды. Обычно смешивают одну-две части разбавителя или средства для мытья посуды и 20 частей краски.

Замедлитель Акриловая краска очень быстро высыхает. Замедлитель - это прозрачный гель, который продлевает время высыхания акриловых красок и, как правило, не влияет на их консистенцию и цвет. В зависимости от коли¬чества добавленного замедлителя краски могут сохнуть от получаса до дня. Замедлитель незаменим, если нужно тщательно поработать с цветом, например, добиться плавных переходов между оттенками кожи на портрете.
Экспериментируя с замедлителем, помните, что на три части краски должно приходиться не более одной части замедлителя, иначе он отрицательно скажется на консистенции.
Текстурный гель Иногда его называют гелем-медиумом. Он делает краску более густой, не меняя при этом ее цвет. Текстурный гель идеально подходит для нанесения густых мазков. К тому же он увеичивает стойкость краски, поэтому художники любят использовать его при создании коллажей.
Текстурные гели для акрила предназначены для облегчения работы в технике импасто. Они бывают четырех видов („керамика", „смесь, волокон", „натуральный песок", „смола") и имеют разную текстуру и глянец. Текстурные гели можно смешивать с краской на палитре иди наносить их прямо поверх высохшего участка картины.
Структурная паста. Эта густая белая паста продается в тюбиках или баночках. Она осветляет краску, что необходимо учитывать. По консистенции структурная паста напоминает шпаклевку и загущает краски сильнее, чем гель.
Если нанести такую пасту на твердую поверхность (дерево или толстый картон), получится очень шероховатая грунтовка. Смесь структурной пасты и акриловой краски лучше наносить несколькими тонкими слоями. Прежде чем приступать к нанесению каждого нового стоя, надо дать высохнуть предыдущему. Если сделать один толстый слой, паста потрескается при высыхании.
Чтобы паста стаза более однородной и жидкой, ее разбавляют глянцевым или матовым гелем. Такую смесь, приготовленную в пропорции 50:50. можно наносить на эластичные поверхности, к примеру на холст.

3. Работаем акриловыми красками

http://cavespirit.com/urok_41


Акриловые краски по достоинству оценили художники и просто любители рисовать сразу же, как только они появились на рынке художественных красок. Состоят акриловые краски из трех основных компонентов: концентрированных пигментов, вязкой акриловой смолы и воды. Популярность их постоянно растет благодаря тем преимуществам, которые они имеют в сравнении с традиционными видами красок.
Универсальность акриловых красок состоит уже в том, что ими можно работать на поверхностях различных материалов. Используются бумага, картон, ткань, дерево, пластик, стекло, керамика, бетон.
Краски дают яркие, чистые цвета. Они легко смешиваются, растворяются водой и быстро высыхают, образуя эластичную, несмываемую пленку, не выгорают на солнце и не тускнеют со временем. Акрил обладает хорошей кроющей способностью, т.е. закрывает цвет основания при ее нанесении на поверхность.
Помимо быстрого высыхания и водостойкости, акриловые краски обладают еще одним хорошим качеством, позволяющим успешно использовать их в наружной росписи – краски не подвержены влиянию природных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей наружных конструкций. Существуют акриловые краски уже более 50 лет, поэтому их светостойкость и остальные качества проверены временем.
В отличие от других водных красок, акрил после высыхания становится нерастворим, поэтому краски можно наносить по просохшим слоям не боясь, что нижний слой может быть размыт, а законченная работа больше не подвержена влиянию воды.
Помимо воды акриловые краски можно разбавлять специальными разбавителями, которые выпускают те же производители что и красок. Разбавители бывают глянцевые и матовые, их применение позволяет значительно разнообразить художественные возможности красок. Глянцевые разбавители при высыхании придают вид блестящей поверхности, а матовые образуют бархатистое матовое покрытие.
Нужно отметить еще одно качество акриловых красок – в них есть белила, и это позволяет исправлять ошибки при передаче света и тени.
Акриловая краска может служить основой для работы в других видах техники. Можно комбинировать акриловые и масляные краски: вначале наложить основу из быстровысыхающего акрила, а затем писать маслом. Необыкновенный эффект получается при нанесении прозрачного слоя масляных красок по перламутровому акрилу.
Комбинирование акриловых и масляных красок – хороший способ работы на пленэре. Можно сделать общее решение композиции с натуры акрилом, а затем детально проработать ее маслом в условиях мастерской. Этот подход близок манере старых фламандских мастеров, создававших основу своих произведений яичной темперой.
Необходимо помнить, что можно накладывать масло на акрил, но ни в коем случае не накладывать акрил на масло.
Особенного эффекта можно достичь, работая акриловыми красками в технике лессировки. До последнего времени техника лессировки считалась приемом масляной живописи. Технология этого метода заключается в том, что применяемые в работе масляные краски разбавляются полумасляным разбавителем, это позволяет наносить краску очень тонким, прозрачным слоем. Наложение тончайших слоев краски различных оттенков позволяет передать живое и достоверное ощущение света и тени, ощущение объемности предметов, погруженных в воздушную среду. Одним из первых этот метод стал применять Леонардо да Винчи, талантливо использовали его Рембрандт, Веласкес и другие художники. Техникой тончайших лессировок создана необыкновенно нежная светотень лица знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи и передано сказочное мерцание хрусталя в натюрмортах старых голландцев.
При работе масляными красками в технике лессировки, хорошо в качестве основного слоя использовать акрил. Несмотря на то, что метод лессировки был изобретен для масляной живописи, художники с успехом применяют его в акриле.
Сам процесс лессировочной живописи напоминает волшебство, требующее много времени и терпения. При этом художник должен иметь яркое воображение и законченное мысленное представление о будущем изображении. Картина строится монохромно, тон в тон, каждый последующий слой значительным образом влияет на общий вид картины. Лессировочная живопись прозрачна почти до основания, как вода в чистом озере.
Акрил можно интересно комбинировать не только с маслом, но и с другими видами красок, например акварелью, гуашью, пастелью. При работе акриловые краски могут накладываться густой массой или разводиться водой в необходимых пропорциях. Если наносить краску прямо из тубы не разбавляя, можно работать в пастозной технике – наподобие гуаши.
Разбавленные водой, акриловые краски очень похожи на акварель, но техника работы ими имеет свои особенности. В отличие от акварели акрил сохнет быстро. Акварельная техника работы по «мокрому» в акриле не дает такого эффекта.
Для первоначального знакомства с акриловыми красками можно купить несколько базовых цветов (или набор из 6 красок) и смешивая их получать любые нужные оттенки. Лучше пользоваться красками одной фирмы - они будут предсказуемо вести себя при смешивании.
При работе акриловыми красками необходимо держать кисти в воде, т.к. акрил быстро высыхает, и кисть становится непригодной. Кисти лучше использовать синтетические, они словно специально сделаны для работы акрилом.
В качестве палитры лучше использовать стекло или пластмассу. Для удаления высохшей краски с палитры нужно положить ее на некоторое время в горячую воду. Вода проникнет между краской и палитрой, отслаивая затвердевшую краску, после чего она легко снимается.
Прежде, чем приступить к освоению техники работы акриловыми красками, советую еще раз прочитать урок 23 Цветовые отношения в живописи. Повторить цветовой спектр акриловыми красками. Вспомнить основные и дополнительные цвета и их взаимоотношения.
Как и в акварели, необходимо апробировать смешение разных цветов на белой бумаге и посмотреть зависимость нового цвета от соотношения исходных цветов.
Постараться получить полную гамму теплых оттенков, смешивая красный цвет с желтым и желтый с зеленым в разных пропорциях. А также получить гамму холодных оттенков при смешивании синего цвета с красным и синего с зеленым.
Попробовать получить растяжку тона каждого цвета. Нарисовав на белой бумаге вертикальные полосы высотой 15 см. и шириной 3 см. разделить их на 5 частей, в каждой полосе получится 5 квадратов 3Х3см. Первый слой краски, разбавленной водой нанести на всю полосу, второй нанести, отступив на одну часть ниже, отступив еще на одну часть, нанести третий. Четвертым слоем будут покрыты два нижних квадрата, а самый нижний квадрат в полосе будет покрыт пятью слоями. Проделав эту работу со всеми цветами в наборе, можно получить хорошее наглядное пособие, позволяющее точно определять степень концентрации акриловой краски при выполнении конкретной работы.
Необходимо также изучить, как будут изменяться цвета при наложении их один на другой. Если в наборе 6 цветов, то нужно нарисовать на листе белой бумаги «шахматную доску» 6Х6 полос с квадратами 3Х3см. и закрасить каждую полосу (6 квадратов) отдельным цветом, вначале по вертикали, а затем, в таком же порядке по горизонтали. Эта работа будет наглядно показывать, как из набора в 6 красок можно получить 36 цветов.
Проделав эти упражнения, мой друг, и прочувствовав, как ведут себя акриловые краски в работе, можно попробовать нарисовать цветы. Хорошо использовать акрил для оформительских работ.
Желаю успехов!




Комментариев нет:

Отправить комментарий